про ХельсричОчень, очень хорошо.
Черные Храмовники - это, конечно, ходячий пафос вкупе с невероятным упрямством, но здесь они прямо круто описаны, невольно проникаешься всей этой атмосферой. Еще очень зацепило, как показаны орки - как жуткая стихийная сила, которую и остановить-то не получается, только задержать (а то цикл про комиссара Каина дает о них слегка искаженное представление).
Скакучий POV скакуч терпимо, я насчитала всего пять основных веток (и пару-тройку дополнительных, весьма эпизодических), причем две из них - это Гримальдус от первого лица и Гримальдус от третьего лица.
Понравился один товарищ из Имперской Гвардии - такой прям наигранно лихой и неунывающий. Не знаю, как его звали в оригинале, но в том переводе, что я читала, его имя перевели как "Андрей", и я почему-то поминутно с этого угорала
Не совсем понятно, что там с машинным духом титанов - все-таки это больше похоже на слегка ограниченный ИИ (пополам с клятыми Евами из Евангелиона!), хотя... где вообще взять точное определение понятия "машинный дух"? И обладают ли вообще машинные духи личностями, или это только у титанов они в этом плане покруче собственных принцепсов? А еще интересно, где Легио Инвигилата оторвали себе целый титан класса "Император"? В 40 тысячелетии вроде бы с ними напряженка, нет? (и какой-то подозрительный там на этом титане собор со статуями примархов... Сангвиний без крыльев? Что за ЕРЕСЬ??!!!)
Саламандры какие-то притыренные - пришли, повоевали немного и ушли. Чего приходили вообще? С Легио Инвигилата хотя бы договор был, что они уйдут в другое место воевать, когда принцепс их титана класса "Император" помрет, а эти набежали, внушили ложную надежду и свалили.
По мере чтения первой трети книги мне почему-то вспомнилась оборона улья Вервун из цикла про Гаунта - и насколько же тут все технично и хорошо организовано в сравнении с этим самым Вервуном! Там натурально какое-то месиво творилось, и комиссар Гаунт в одиночку пытался это все разгрести. А здесь прям радость перфекциониста, хотя результат все равно, того, схожий - горстка выживших, и все лежит в руинах.
Конечно, я изначально подозревала, что кто-то из поименованных Черных Храмовников из отряда Гримальдуса не доживет до конца повествования (даже прикидывала, кто первый на выбывание), но чтобы не дожили до конца все Черные Храмовники, которые были в Хельсриче, кроме, собственно, Гримальдуса... к такому жизнь меня не готовила особенно за апотекария обидно... Еще меня придавило списком в тринадцатой главе, особенно там, где геносемя не извлечено/уничтожено. Да, я все еще беспокоюсь об их геносемени сильнее, чем они сами (ахахаха, этот самый Андрей из Имперской Гвардии тоже парился за храмовническое геносемя, прямо мой духовный брат)
Ужасно расстроила история жреца из монастыря на том самом титане класса "Император". Ладно, сбежать из монастыря, чтобы помогать простым горожанам - весьма похвально. Но пережить битву за Хельсрич и потом помереть из-за проблем со здоровьем - нифигашечки не поэтично, что бы там себе ни думал Гримальдус.
P.S. В этих их войнах за Армагеддон я вконец запуталась, и некоторое время пыталась сообразить, в какую из них Мефистону (в смысле, тогда еще Калистарию) на голову упал город-улей Гадес, в ту же, когда был замес в Хельсриче или нет... таки нет, Хельсрич - это третья война за Армагеддон, а Мефистона городом присыпало во вторую (однако, в третью Гадес опять развалили).